11:09

3rd year rōnin
Сейчас я буду говорить жуткие вещи и рискую оскорбить чувства людей с "научным мировоззрением" (у меня, физика оно, видимо, ненаучное), так что, если что, лучше просто пролистайте этот пост. В вашей ленте избранного и без меня есть, что почитать.

Вера в материальное — это тоже часть нашего религиозного мировоззрения. Материалист доверяется органам чувств и своему разуму точно так же, как христианин доверяется Богу: он сомневается в частностях, но продолжает расти в рамках своей веры, не может помыслить о том, чтобы всерьез выйти за ее пределы. Хотя, по крайней мере, что касается материального, уж тут человеку, казалось бы, есть в чем усомнится: наши органы чувств ограничены в своих возможностях и нередко нас обманывают, а разум не всегда готов отделить истинное от ложного, и путь познания, таким образом, идет от одной ошибки к другой... У веры в сугубо материальное есть свои козыри — повторяемость эксперимента и возможность применить жесткие логические умозаключения (за что мы и любим естественные науки). Но эти козыри работает только в рамках всё той же веры в систему "органы чувств плюс разум". Ведь если подумать, то "реальность" шизофреника для него самого в каждый отдельный момент тоже может быть абсолютно логична, более того, он всюду находит подтверждения своей разумности и мешают этому только периоды ремиссии. И это при том, что шизофреники существуют в рамках всё того же материального мира, а ведь такой подсказки могло и не быть! Так что, в этом смысле, буддизм более последователен и "научен" чем атеизм — он просто сводит всё к иллюзии, как материальное, так и нематериальное. Большинство религий, с другой стороны, выбирает другой полюс, признавая реальность как материального, так и нематериального, но расставляя при этом свои приоритеты. Атеизм, вроде бы радикальный по своей сути, получается где-то посредине, с другой стороны гностические течения, отрицающие только материальное... Странно, да? Мне вот странно. Получается, что и христианская вера помимо веры в Бога (Троицу, одно из лиц которой одновременно Бог и человек), веры в человека, как бессмертного творения, подобного Богу, включает в себя веру в человеческий разум и материальный мир. И это вроде бы очевидно, но, почему-то, такие важные вещи раньше в голову мне не приходили...

Почти анекдот напоследок. В разговоре о реальности материального мира почти для всякого материалиста последний аргумент состоит в том, что "вот я сейчас возьму железный прут и докажу тебе что реально!". Тем самым очередной раз доказывая, что "костры инквизиции" — явление межконфессиональное, боль и страх смерти — последний аргумент в руках любого религиозного фанатика, а католики, может, еще и лучше других.

@темы: txt, vv, sci, I'M, ПЦ, my, psi

Комментарии
06.06.2013 в 11:13

Оператор нетактичной реальности
Разве это оскорбление? Это всего лишь хороший бытовой пересказ теоремы Гёделя о неполноте.
06.06.2013 в 11:14

3rd year rōnin
sabaytis, Это был сарказм...
Да, то, что Вассерман пытался выставить в качестве главного оружия атеиста, оказалось обоюдоострым клинком.
06.06.2013 в 11:19

Оператор нетактичной реальности
urashima
Главное оружие атеиста - то, что оказалось в руках атеиста. Впрочем, это касается любой мировоззренческой системы. Что взял, не отбросил, а удержал - тем и пытаешься завалить ближнего своего. Конечно, наиболее эффектно это получается, когда верующие используют научный инструментарий и методологию, а атеисты - религиозные аналоги.
06.06.2013 в 12:17

Прежде чем сказать правду, задумайся, а знаешь ли ты её.
urashima, и еще есть мнение что вполне научное свойство эмерджентности опровергает радикальный материализм. Если система нейронов образует разум, несвойственный каждому из них в отдельности, система электрических сигналов на различных носителях - оьразует компьютерную программу, то разве эти сущности состоят из какой-то материи? Программа состоит из байтов на диске и в памяти, но она может также выполняться на другом компьютере и других физических устройствах. Опытный программист может представить работу программы в своем сознании. Значит программа - это все-таки что-то не материальное, пусть и требующая материальный носитель для воплощения. Ну это так, размышления. Просто - "научное мировоззрение" и "радикальный материализм" несколько разные вещи. Большинство моих кумиров-ученых хоть вроде и атеисты, но не воинственные и без веры в радикальный материализм, характерный больше для советского подхода.
06.06.2013 в 12:27

3rd year rōnin
BlameMe, Нет, ну, существование в качестве информационной структуры ни один материалист отрицать не будет, это вполне себе вписывается в рамки материализма. Более того, продолжит это рассуждение тем, что личность можно скопировать (и тут уж мы возопием! :laugh:). Хотя даже с точки зрения материализма с копированием есть проблема — принцип неопределенности запрещает 100% считывание информации о материальном объекте. Зато не запрещает передачу этой же информации (при передаче, правда, оригинал разрушится, это принципиально).
06.06.2013 в 12:35

Прежде чем сказать правду, задумайся, а знаешь ли ты её.
urashima, перенос сознания, да, это круто. Просто в разговоре с одним материалистом тот упорно отрицал что такое возможно, и вообще всячески открещивался от эмерджентности, стараясь перейти на вопросы вроде "слышали ли вы голос Бога, и если да, то проверялись ли у психиатра" :)
Просто информационная часть мира - это уже скорее мир идей, а не мир материи, уже далековато от радикального материализма.