3rd year rōnin
Свободная воля, данная человеку, не самоценна. Ее высочайшая ценность в том, что через нее и только через нее человек может обрести себя и свое счастье. В наше же время свобода воли становится оправданием для безответственности и всяческого зла, которое человек причиняет себе и другим. Человечество пытается отказаться от давления авторитетов ради того, чтобы каждый человек нашел собственное счастье. Вместо этого люди в большинстве своем находят лишь новое оправдание и очередной раз отказываются от счастья ради сомнительного психологического комфорта. Именно это мне и отвратительно. Ведь совершенно безразлично чем оправдывать происходящую мерзость: тем, что от нас ничего не зависит, или тем, что нам всё позволено. У зла не может быть оправдания.
Есть проблема... любые слова, которые я сам расцениваю как значимые косвенно имеют отношение к моему пониманию зла или счастья. Но сказать об этом напрямую — равно встрече с Богом. У меня такое бывает иногда, но вряд ли это возможно по просьбе стороннего человека.
Однако, я попробую, всё же ты мне очень близка, и я уверен, что вопрос был задан не с целью поупражняться риторике.
Начну со зла, это проще. Зло — это болезнь и смерть. На уровне тела всё понятно, вот в соседней комнате мучается моя мама, вот моя племянница, маленькая девочка изуродованная ДЦП на горе несчастным родителям... об умерших не буду вспоминать, потому что там уже для меня более значим тот момент, что последствия зла можно обратить в добро и через смерть прийти к перерождению. С болезнями (и смертью) души сложнее... Я приведу один пример: зло — это когда понятия добра и зла смешивают воедино. Значок инь-янь. От частного-правильно (в быту добро и зло часто перемешаны и невозможно выделить однозначно плохих или хороших людей) выводится через дедукцию ложное заключение (добро и зло подобны и вынуждены сосуществовать... как плюс и минус, как женское и мужское начало). Это зло.
Счастье. Единство с Богом, людьми и миром в той степени, в которой это возможно. Цельность души, при которой у каждого поступка есть множество причин, и выбор уже нельзя охватить логикой. Бесконечная радость, бесконечное познание, бесконечное развитие.